ПРИБЛИЖЕННЫЙ АНАЛИЗ БЫСТРОГО БОКОВОГО ДВИЖЕНИЯ
В предыдущем разделе была рассмотрена структура 60і кового возмущенного движения и отмечено, что медленное спиральное движение не оказывает существенного влияния на устойчивость самолета/ в то время как характеристики быстрого колебательного движения являются определяющими в оценке его возмущенного движения. Апериодическая составляющая быстрого движения на до — критических углах атаки всегда носит быстро затухающий характер, и поэтому никаких специальных требований к ней не предъявляется.
Чтобы выявить связь быстрого движения и главной его составляющей — колебательного движения с аэродинамическими, конструктивными характеристиками самолета и режимами полета, проведем
приближенный анализ быстрого бокового Движения, полагая, что возмущения параметров бокового движения и угла атаки самолета невелики. Тогда считая cos а = 1, a sin а = 0, в первом уравнении системы (17.7) кроме слагаемого, содержащего угол крена, можно отбросить слагаемое, содержащее угловую скорость крена. Во вто-
ром уравнении можно пренебречь малой величиной Мух, считая ее равной нулю.
Тогда собственное быстрое движение самолета можно описать системой уравнений следующего вида:
Р = Zpp + соу, <оу ~ Щр Myvcay,
йЛ = Мрр + М%Л + м“%.
В полученной приближенной системе уравнений (17.20), описывающей быстрое боковое возмущенное движение, первые два уравнения описывают движение рыскания, третье уравнение —движение крена.
В силу сделанного допущения о малости угла атаки, движение рыскания можно рассматривать независимо от движения крена.
Если боковое возмущенное движение вызвано начальными возмущениями по углу скольжения или угловой скорости рыскания, его можно рассчитать, определив сначала р и со^ из двух первых уравнений, а затем и[34] из третьего уравнения.
Характеристический определитель изолированного движения рыскания будет иметь вид *
Раскрыв его, получим характеристическое уравнение
Я2 + 2ЛбЯ + со| = 0,
где
2 Лб = -(2В + М»;
(17.23)
Корни уравнения (17.22) получаются комплексными и движение носит колебательный характер.
Таким образом, колебательная составляющая бокового возмущенного движения при малых углах атаки определяется, главным образом, движением рыскания. Его параметры будут иметь следующий вид:
р = 4e~V sin (їЛо-h-t + ф,) ; (17.24)
иу=Ве ftc<sin (’j/’coe — Лб-f-f ср2).
Подставив эти значения (Ї и и>у в третье уравнение системы (it.20), получим неоднородное дифференциальное уравнение первого порядка, описывающее движение крена, вызванное возмущениями в канале рыскания. Характеристическое уравнение этого неоднородного уравнения будет иметь вид
= 0. (17.25)
Решение этого уравнения дает большой действительный корень
= (17.26)
Изменение углодой скорости крена в возмущенном движении будет определяться суммой общего решения уравнения (17.25) и частного решения последнего уравнения системы (17.20) с учетом (17.24)
со* = Се4*1* + De~V sin фз). (17.27)
Большой корень определяет, таким образом, быстрое апериодическое движение крена.
Проанализируем подробнее составляющую быстрого бокового движения, определяемую движением рыскания. Если она имеет колебательный характер, то при малых углах атаки эти колебания
—Р (|)
всегда будут затухающими, так как Z <0, Муу < 0. Неустойчивость движения может иметь только апериодический характер.
Устойчивость движения рыскания при малых углах атаки будет определяться неравенством со| > 0 при
По аналогии с продольным Движением ор можно назвать степенью статической устойчивости по каналу рыскания. Из формул
(17.28) , (17.29) видно, что, если самолет обладает флюгерной статической устойчивостью, движение в канале рыскания будет устойчивым.
Такой вывод справедлив, если в опорном невозмущенном режиме угол атаки мал. При полете на больших углах атаки, которые для современных самолетов могут достигать значений я/6 и более, существенное влияние на движение рыскания оказывает движение крена.
Чтобы проанализировать это влияние, отбросим из первого уравнения системы (17.7) слагаемые, содержащие углы крена и скольжения. Эти слагаемые определяют поперечную силу. Их влияние на быстрое движение невелико, так как они определяют движение центра масс. Зато оставим в уравнении член, содержащий угловую скорость крена. Во втором и третьем уравнениях условно отбросим слагаемые, определяющие демпфирование.
. Тогда уравнения собственного быстрого движения будут иметь вид _ _
Р № cosa coj, + sinaco*; <й*«./И*р. (17.30)
Дифференцируя первое уравнение по времени и подставляя в него значение производных от угловых скоростей из двух последних уравнений системы (17.30), получим
_ Р — (cos аМу + sin аМ?) р = 0. (17.31)
Соответствующее характеристическое уравнение имеет вид
К2 — ^cosam^ + sinam£y^^==0. (17.32)
Оно не будет иметь положительных корней при условии
— |cos amj) |-sin am*-у^ > 0. (17.33)
Это условие устойчивости движения рыскания.
Из неравенства (17.33) следует, что наличие флюгерной устойчивости еще не гарантирует устойчивости движения рыскания и, наоборот, при отсутствии флюгерной статической устойчивости Движение рыскания может быть устойчиво благодаря влиянию канала крена. Влияние этого канала тем больше, чем больше углы атаки. На самом деле взаимодействие движений крена и рыскания будет сложнее из-за влияния демпфирующих и спиральных моментов. Границы устойчивости колебательного движения, полученные с учетом этого взаимодействия, приведены на рис. 17.1.